Полиязычие - как тренд развития современного Казахстана
«Знание родного, государственного,
русского и иностранного языков
расширяет кругозор человека,
содействует его всестороннему развитию,
способствует формированию установки
Социально – историческая перестройка общества в Казахстане, общественная форма сознания, ориентация на ценности общей человеческой культуры реализуется проект Президента «Триединство языков, как социально – историческую необходимость, как конкурентоспособность нации, как культурный императив времени, и утвердили приоритет трех языков в Республике Казахстан»: казахский – русский – английский. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским – языком межнационального общения важным средством общения выступает иностранный язык.
Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Для нормального функционирования любого многонационального государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия.
Важнейшей стратегической задачей образования Казахстана является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение государственным, родным и иностранными языками.
В Казахстане уделяется очень большое внимание изучению как государственного, русского языков, но и английского языка. Более половины (56%) содержания сети Интернет доступно только на английском языке. Он доминирует и по степени использования в науке и литературе. Только в 2011 году на английском языке было издано 550 тысяч книг, а количество научных публикаций достигло 78 тысяч. В свою очередь, за тот же период на русском языке книг было издано в пять раз меньше, на казахском языке – более чем в 200 раз меньше. На английском языке было сделано 14 тысяч публикаций в медицинской отрасли, в то время как на казахском – лишь 147. Таким образом, перед людьми, владеющими английским языком, открыт доступ ко всем новым знаниям, передовым технологиям и инновациям.
Годы развития суверенного Казахстана показывают, что двуязычие и полиязычие в обществе не только не ущемляет права и достоинства казахского языка, но и создаёт все необходимые условия для его развития и прогресса. Но это зависит от глубоко продуманной языковой политики Президента Назарбаева и государства и способности национальной интеллигенции сохранить и развить культуру, историю и язык казахского народа.
Концепция языковой политики Республики Казахстан определяет русский язык как основной источник информации по разным областям науки и техники, как средство коммуникации с ближним и дальним зарубежьем.
В соответствии с требованием времени каждый гражданин должен стремиться к владению государственным языком, русским языком –
языком межнационального общения и английским языком.
Для реализации этой идеи разработаны стратегия развития полиязычного образования, пакет нормативных документов.
Английский язык выступает в качестве рабочего языка абсолютного большинства международных научных, технических политических и профессиональных международных конференций, симпозиумов и семинаров.
Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Но ни один преподаватель не сможет научить, если сам студент не захочет учиться, принцип коммуникативности и учета родного языка, принцип дифференциации и интеграции, принцип группового и индивидуального подхода.
На сегодня востребованность казахского языка является фактом, который не требует аргументов или каких—либо доказательств. При этом популярность государствообразующего языка растет не только в Казахстане, но и за его пределами. Казахский язык является государственным языком – языком государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства и действует во всех сферах общественных отношений на всей территории нашей страны. Между тем, как было указано в Концепции языковой политики РК, основная сложность в дальнейшей реализации языковой политики в Казахстане состоит в «создании оптимального языкового пространства государства», В связи с этим приобретает актуальность активное изучение казахского языка жителями некоренной национальности. Надо отметить, что среди учащихся средних школ, колледжей, студентов вузов отмечается стремление овладеть государственным языком. В свою очередь и государство создает все условия для освоения языка.