Отчет о работе школьной библиотеки « СОШ-лицей № 7» за 2021-2022 учебный год
Отчет
о работе школьной библиотеки « СОШ – лицей № 7»
за 2021 – 2022 учебный год.
Школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана.
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
Формирование и удовлетворение потребностей учащихся и педагогов в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги;
Содействие учебно-воспитательному процессу и самообразованию путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов.
Воспитание культурного и гражданского самосознания;
Формирование комфортной библиотечной среды.
Для реализации этих задач библиотека комплектует универсальный фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.
Фонд школьной библиотеки формируется в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения.
Объем книжного фонда в текущем году составлял 37 968 экз.
Из них учебников - 29892 экземпляров, отраслевой литературы – 8076 экземпляров.
Количество учащихся: 1-11 классы -1179 чел. Все учащихся были обеспечены учебниками, недостающие учебники пополняются через МБА других школьных библиотек.
Посещения всего: 7951 читателей, в том числе:
- с 1-4 ые классы - 4147 чел;
- с 5-7 классы - 2204 чел;
- с 8-11 классы -1520 чел;
А также учителя и др.- 80 чел.
Основными показателями работы библиотеки являются:
Книговыдача – 12252 экземпляров.
Посещаемость - 7 %
Читаемость — 10
Контрольные показатели:
№ | основные показатели | 2021/2022 учебный год |
11 | количество читателей | 1179 |
22 | посещения | 7951 |
33 | книговыдача | 12252 |
Активно посещают и читают учащиеся начальных классов.
Библиотекари постоянно контролирует соблюдение «Правил пользования библиотекой», формируя у читателей навыки независимых библиотечных пользователей.
В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве читателей, об объеме выданной литературы и распределении их по отделам ББК.
В течении учебного года в нашей библиотеке организуются и проводятся библиотечные уроки, книжные выставки, направленные на нравственно-духовное воспитание учащихся.
Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.
В течение года в нашей библиотеке оформлялись выставки по различным темам как:
В рамках республиканской акции «Одна страна-одна книга» посвященной к 30летию Независимости была организована книжная экспозиция «30 книг – 30-летию Независимости». Цель: донести до учащихся ценность «любовь к Родине», прививать чувство гордости к своей стране, воспитывать патриотизм и гражданственность.
Также:«Туған елім тірегім»;
«Рухани жангыру. Казахстан: От прошлого к будущему»;
«О борьбе с коррупцией»;
«Дорога добропорядочности»;
«Первый учитель степи »- Ы. Алтынсарин;
«Абай Кунанбаев —самородок казахской земли»;
«Лидер новой эпохи»;
«Тәуелсіздікке әкелген жол. Хроника Независимости»
«Ахмет Байтурсынов 150 лет »;
«Духовное наследие Бауыржана Момышулы»;
«Искусство жить вместе»; и т.д.
Массовые мероприятия, проводимые в различных формах, помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, но и иллюстрированный материал, музыку, видеоматериалы. В течении учебного года в рамках проекта «Читающая школа» были проведены библиотечные уроки по плану, такие как:
К празднованию «Дня языков» народов Казахстана в школьной библиотеке был проведен ряд мероприятий в целях реализации подпрограммы «Книга - источник знаний» среди учащихся 2-6 классов.
Цель: Привитие интереса к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.
Для учащихся 3-4 классов, было проведено «Путешествие в страну языков»,
Цель: повысить интерес учащихся к изучению языков. Для учащихся младших классов, так же был проведён библиотечный урок «Для чего нужна книга»
Цель: знакомство обучающихся с историей создания и развития книги.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся по истории письменности;
- привлечение детей к чтению книг;
- развивать память, мышление;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: компьютер, презентация, выставка литературы «Путешествие к истокам книги», фильм «Первые книги»,
библиотечный урок «Чистота – залог здоровья»
Цель: - закрепить знания об основных правилах личной гигиены.
Задачи: - расширить знания детей о правилах личной гигиены и о здоровом образе жизни.
«Первый учитель степи» - Ы. Алтынсарин к 180- летию со дня рождения.
Цели: раскрыть биографический портрет выдающегося казахского просветителя, педагога, переводчика, фольклориста, этнографа.
Задачи: расширить кругозор юных читателей в области казахского литературного наследия.
К дню Независимости Казахстана -« Тәуелсіздікке әкелген жол. Хроника Независимости»
Цель: Закрепить знание детей о Казахстане, его жителях, быте, культуре, о празднике Дня Независимости. Познакомить с историей становления независимого Казахстана. Воспитать чувства патриотизма, уважение и любовь к Родине. Для учащихся были представлены видеоролики, тематические книжные выстаки.
2 марта прошла акция «Всемирный день чтения вслух»
среди учащихся 2-9 классов.
«Читаем вместе – читаем вслух!»
Цель: Способствовать формированию у учащихся потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
Были оформлены тематические полки такие как:
«Государственный язык – мой язык!»;
«Наурыз мейрамы»;
«Животный и растительный мир Казахстана»
«Гармония в поэзии Абая и Мукагали»;
«Халық қаһарманы» Бауыржан Момышулы;
«Певец Великой степи» Жамбыл Жабаева;
«Победителю- солдату, посвящается» и т. д.
В холле библиотеки учащееся умело используют QR -код в виртуальном читальном зале. Чтобы перенести необходимую литературу на экран гаджета, достаточно просканировать код. В цифровом фонде хранятся произведения как отечественных, так и зарубежных авторов. К тому же читатели самостоятельно могут выбрать язык: казахский, русский или английский.
У нас действует общешкольная акция «БУККРОССИНГ», который не только помогает приобщить обучающихся школы к чтению, но и объединяет детей, родителей, педагогов школы, где были собраны интересные книги разного жанра. Главный принцип буккроссинга: «Прочитал – оставь другому».
Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам.
По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников.
В феврале сделан заказ на учебную литературу на 2022-2023 учебный год для 2-го класса и 11каз. класса
Составлен заказ – заявка на приобретение художественных произведений по классам на сумму 551000 тенге.
Техническое оснащение библиотеки:
Библиотека находится на 2 этаже школы.
В библиотеке имеется:
- абонемент и читальный зал объеденены. Читальный зал на 20 мест.
- распределенные на зоны:
(абонемент, компьютерная и читальная зона).
- Два книгохранилища: для хранения учебников и для отраслевой и художественной литературы.
Общая площадь – 100 кв.м.
4 – компьютера+ 3 ноутбука, принтер, сканер, ксерокс.